Виртуальный флэш-моб
Особой привилегией и редкостны удовольствием считается побывать в музее, когда в нем нет посетителей. Посетитель в музее — не самое главное и не самое лучшее, но без посетителя музей мертв. Толпы посетителей — характерная черта образам такого музея как Эрмитаж. Эту толпу трудно регулировать , а когда пытаешься пройти через нее, испытываешь раздражение. Все испытывают раздражение. И хочется научиться ею управлять. Это трудно.
Но можно сконструировать другую, симпатичную толпу. Современная техника фотографии, помноженная на терпение и умение художника, позволяет совместить в одном пространстве множество людей, побывавшем в нем в разное время. Все люди фиксируются на своих местах и несколько временных картинок накладывается одна на другую. ПолуЧается такой искусственный флэш-моб. Он придает музейным пространствам новое движение, одновременно рациональное и иррациональное. И — примета времени: почти все они фотографируют музей или самих себя, некоторые принимают картинные позы, как это повелось сегодня в разных музеях мира.
Иорданская лестница, Павильонный зал, Дворцовая площадь, бывший зал Матисса приобретают новое измерение. Юрий Молодковец уже много лет придумывает для Эрмитажа такие новые измерения, находит неожиданные ракурсы, которые прекрасно обогащают образ нашего музея. Девять фотографий и девять видеофильмов очень хорошо представляют музей и сами по себе и в качестве сопровождения любых мероприятий, рассказывающих о нем. Они уже приняли участие в праздновании 250-летия Эрмитажа, которое совпадает со 175 летием изобретения фотографии. Фотография и как искусство, и как технология занимают все большее место в жизни нашего музея. Фотографические проекты Эрмитажа весьма разнообразны. Этот — один из самых удачных и интересных. Техника timelapse и покадровая съемка за шесть часов работы превращается в художественный метод..
Проект «Эрмитаж. Эпоха фотографии» — одна из инноваций, которыми наш музей и его изобретательный коллектив, отметили четверть века его создания. Он в меру консервативен и в меру современен. Он уже стал хорошей формой изобразительного рассказа о том, как жизнь музея видна одновременно снаружи и изнутри. Многие сотрудники и посетители могут найти себя на этих «замедленных» картинках. Я нашел самого себя, идущим через Дворцовую площадь из Зимнего дворца в Главный штаб. Это теперь один из главных маршрутов для посетителей.
Михаил Пиотровский
Директор Государственного Эрмитажа
01.01.2015