"МЕЛОДИЯ СОЛНЦА ЮРИЯ МОЛОДКОВЦА"
Юрий Молодковец — Большой Солнечный Человек.
Его появление нельзя не заметить. Он высок и ярок, энергичен и полон замыслов. И он щедро делится собой с окружением. Столкнувшись с Юрием, невозможно не подпасть под силу притяжения его деятельной личности, завихряющей вокруг себя пространство, скрещивающей самых разных людей и их проекты. Фотограф, преподаватель, автор концепции и ведущий эрмитажных дзен-тикток-телегам каналов, он неутомимо знакомит с Миром Прекрасного и, прежде всего, с миром Эрмитажа любого, кто к этому миру хочет прикоснуться.
И этот мир преумножает.
Юрий Молодковец работает в Эрмитаже без малого тридцать лет. Несмотря на этот срок, хождение по галереям музея ему не прискучило. Даже наоборот. Его глаз за десятилетия отточился и дисциплинировался благодаря произведениям старых мастеров. Он сам водит по залам, обучая искусству находить у мэтров, творивших в Голландии, Италии или Франции, подсказки для созидания нового. Поэтому любая фотография Юрия — несомненно, профессиональный снимок, снимок высокой культуры глаза. Но глаза особого, Юрия.
«Солнце в музее» — проект, продолжающий авторские серии Юрия Молодковца «Новый Эрмитаж» и «Уединение. Эрмитаж ночью». Они про Эрмитаж, про искусство в музее, про его бытование и жизнь в нём. Многие «персонажи» снимков, прежде всего, скульптуры, переходят из одной серии в другую. И всякий раз Юрий обнаруживает в них что-то новое: поворот головы, движение руки, выражение лица. Новизну творят не только неожиданная точка зрения, композиция, ракурс. Соавтор — переменчивый и непредсказуемый солнечный свет.
Солнце в музее существует на нелегальных основаниях. Ведь действие его лучей губительно для произведений искусства. И всё же, лишенный солнечного света музей — идеальная для хранения, но неодушевленная коробка. Свет наполняет его пространства жизнью, он задаёт им четвертое, временнóе измерение, наделяя величие вечного ценностью мгновения. В Эрмитаже солнце проникает туда, куда его допускают — на лестницы, в парадные залы, в галереи скульптуры. Играя, оно обживает косяки окон, паркет пола, мрамор изваяний, то прочерчивая на них собственные узоры, то лишь мягко касаясь, поглаживая, лаская и щекоча. Эти мгновения из жизни солнца в музее и удерживает на своих снимках Юрий Молодковец.
В блестящем необарочном зале дома Энгельгарта, как в идеальном музее, нет окон. Солнце может ворваться в него лишь звуковой волной. Подобно потоку света, звук заполняет инертное пространство зала, структурирует его, насыщает энергией, переживанием, смыслом. Подобно мощному звуковому аккорду солнце врывается и в Иорданскую лестницу Эрмитажа. Мягким пьяно оно звучит на мраморных телах Венеры, Амура, Психеи, предлагая вариации их собственному тону, от классических до авангардных. Мы можем их «услышать» благодаря Юрию Молодковцу и его объективу: он выводит из тени эту изменчивую и неповторимую игру света, эту солнечную партию в большой музейной симфонии.
Его фотографии из эрмитажных серий всегда о красоте. И о радости её обнаружения, например, в сопряжении мягкой грации классических скульптур и супрематизма световых узоров. Авторство Молодковца — уважительное соавторство. Его принцип: сопоставить, чтобы выявить. Юрий не пытается «присвоить» себе произведение искусства, заглушить или преобразовать его голос до неузнаваемости. Он любуется увиденным созвучием, он наслаждается неожиданным исполнением привычной, кажется, до последней ноты известной мраморной партитуры.
Глядя на фотографии, иногда хочется зажмуриться от удовольствия — солнце бьет в глаза. Если фотография — искусство рисования светом, то Юрий Молодковец, без сомнения — художник света. В данной серии — солнечного света, играющего свою мелодию в залах Эрмитажа.
Наталья Дёмина, искусствовед