РУССКИЙ БАЛЕТ.
ПРИНОШЕНИЕ ЭДГАРУ ДЕГА

15 апреля 2024 года исполнилось 150 лет со дня открытия Первой выставки импрессионистов, которая была устроена в фотоателье Нодара «Анонимным обществом живописцев, скульпторов и граверов». 

Тогда не только появилось слово «импрессионизм», эта выставка оказалась поворотной для всей истории европейского искусства.

19 июля 1834 года родился Эдгар Дега.
В 2024 году отмечается 190-летие одного из главных импрессионистов, художника, графика, скульптора и фотографа.
Импрессионизм Эдгара Дега переживается как новый опыт инструментарием и методами современной фотографии.
В данном проекте очень важен выбор темы балета и техники фотографии: Эдгар Дега пользовался фотоснимками при сочинении своих авангардных композиций, а картины и пастели Дега повлияли на эстетику случайной фотографии. Сама практика моментального снимка тесно сплетена с идеей передачи сиюминутного впечатления.

Живописный метод импрессионистов родился из их стремления к воссозданию на холсте своего рода отпечатка образа мира на сетчатке глаза. Работа со светом также роднит оба вида искусства. И сам исторический факт первой выставки в мастерской фотографа тоже символичен.

Тема балета также синонимична имени Дега, «живописца балерин», как его называли современники, открывшего зрителю мир репетиционного зала и выразительность не постановочных поз танцовщиц.
Фотоработы Юрия Молодковца продолжают и трансформируют идеи и приёмы самого авангардного среди импрессионистов мастера передачи движения. Работа над проектом «Русский балет. Приношение Дега» длилась несколько лет. В проекте отражены разные этапы работы, предложены разные подходы к представлению балета, увиденному сквозь призму образов Дега.

Съемки репетиций и спектаклей проходили на разных площадках и постановках: в Эрмитажном театре, в Академии Вагановой, в Мариинском и Михайловском театрах, балетов Леонида Якобсона, при искусственном и естественном свете, с длинной и короткой выдержкой.
Это и цветные снимки, и черно-белые кадры, где общие планы соседствуют с фрагментами, снятыми почти вплотную.

Проект, с одной стороны, оммаж Дега.
В то же время — показывает, что импрессионизм и через 150 лет после первой выставки имеет отзвук и продолжение в современном искусстве.
Фотографии Юрия Молодковца не цитируют напрямую картины импрессиониста. Его образы — это оригинальные, самобытные вариации современного фотографа на тему балета «с русским акцентом».
Неожиданные композиционные решения, острые ракурсы, ритмические повторы и контрапосты — эти художественные приемы Эдгара Дега усвоены и переосмыслены Юрием Молодковцом, фотографом XXI века.